Баланс работы и жизни – эффективная нематериальная мотивация
Это седьмая статья цикла об инструментах нематериальной мотивации.
- Вы любите тёплое пиво и потных женщин?
- Нет.
- В отпуск пойдёте в феврале.
(когда я был вооот таким маленьким, у этого анекдота была вооот такая борода)
Как работорговец представитель работодателя вы удерживаете в заложниках лучшую часть жизни своего сотрудника. Это честно купленные по цене ниже рынка 1970 часов в год и «надбавки» за право работать в такой замечательной компании:
- Выход в выходной.
- Сверхурочная работа, скромно называемая «ненормированной».
- Звонки и письма, на которые надо ответить в нерабочее время.
- Горстка прихваченной на дом работы.
78% участников опроса, проведённого службой исследований HeadHunter, задерживаются на работе как минимум раз в неделю, а 16% – каждый день. Никогда не задерживаются лишь 8% респондентов.
Выявлена и зависимость от должности. Результат не удивителен: чем выше позиция, тем больше личного времени посвящает человек работе. Руководители «живут» на работе в полтора – два раза чаще специалистов. Самые ценные кадры – первые кандидаты на «выгорание».
Где должен искать себе мотивацию руководитель, в обязанности которого входит нематериальное мотивирование подчинённых?
Баланс «работа – жизнь»
Что больше напоминает ваша компания – соковыжималку или санаторий?
Крайности могут быть эффективны «в моменте», но обычно не выдерживают длинных дистанций. «Соковыжималка» превращается в «кузницу кадров» для рынка, в «санатории» перестают работать. И закрученные, и недотянутые руководителями гайки обычно оплачиваются из кармана акционеров. В противостоянии жизни и работы важно найти оптимальный баланс:
Руководитель – демотиватор
Время – самый ценный актив человека, а люди – самый ценный актив бизнеса. Задумайтесь, ваши взаимоотношения с часами и календарём мотивируют или ДЕмотивируют сотрудников?
- Вы учитываете интересы подчинённого или играете в одни ворота?
- Как вы относитесь к нерабочему пространству сотрудников? Вы позвоните в выходной или дождётесь понедельника?
- Как в вашей компании согласовывают отпуска, помогаете ли вы в этом своим сотрудникам?
- Что для вас важнее – присутствие на рабочем месте или результат?
- Как вы компенсируете переработки?
- Если сотрудники выполнят ваши задачи хорошо и быстро, на что они потратят освободившееся время?
- По каким поводам и насколько легко у вас можно «отпроситься» или взять отгул?
Инструменты «мотивации временем» предельно очевидны:
- Гибкий удобный сотруднику график.
- Возможность поменяться, выбор смен для специалистов.
- Лояльное отношение к отпускам для ключевых сотрудников.
- Удалённая работа.
- «Выполнил план – свободен».
- Прозрачные простые правила для ситуаций, когда сотруднику нужно решить личные вопросы в рабочее время.
- Дополнительные выходные за «подвиги», переработки и достижения.
Естественно, право на дополнительное время нужно заслужить
Задача руководителя – выявить, какие «поблажки в графике» наиболее привлекательны для подчинённых и успешно обменять их на лояльность и высокую отдачу.
Свободное время – лучший стимул для роста личной эффективности и прекрасный «удерживающий» мотиватор. Получив предложение со стороны, вашему подчинённому будет нелегко отказаться от потом и кровью заработанных «поблажек и привилегий».
Напоминания от великих
Конечной целью войны служит мир, работы – досуг.
Аристотель
Время – ткань, из которой состоит жизнь.
Бенджамин Франклин
Работа – мое первое наслаждение.
Вольфганг Амадей Моцарт
Время – это богатство, которое нельзя сохранить: его нужно тратить.
Стефан Киселевский
Люди часто не знают, что делать с временем, но оно-то знает, что делать с людьми.
Магдалена Самозванец
Пока мы думаем, как убить время, нас убивает время.
народное
Больше жизни за те же деньги!
Время – это часть нашей рабочей среды. Большую часть времени оно незаметно, а в качестве нематериального инструмента управления является отличным примером – всё, что окружает руководителя и подчинённого может быть использовано:
- Осознанно – для мотивации;
- Неосознанно – для демотивации.
Арсенал управленческих приёмов можно пополнить на базовых и «продвинутых» тренингах для руководителей, я всегда готовлю их с учётом опыта и задач конкретной группы.
Бизнес – тренер Николай Шевыров