Зал для тренинга
Конечно, у плохого танцора, помехи никак не связаны с профессионализмом. Тренинг можно провести в любых условиях:
– и в подвальном банкетном зале,
– и в комнате для переодевания связистов,
– и параллельно обслуживая клиентов…
Любой раздражающий фактор можно минимизировать, но нужна ли эта борьба на ровном месте?
Простые требования к помещению для тренинга:
Вот несколько моментов, на которые стоит обратить внимание, выбирая, где провести тренинг:
- Изолированное. Посетители и звонки должны остаться за дверью.
- Тихое. Стройка за окном, шум оборудования, музыка за стенкой, работающая пожарная сигнализация – не лучший аккомпанемент. Акустику тоже лучше проверить заранее.
- Комфортное. 20 градусов чистого воздуха – то, что надо. Тепло зимой, прохладно летом. Работающая вентиляция или возможность открыть окно. Кондиционер и жалюзи летом.
- Светлое. Света должно быть достаточно, чтобы читать, меньшая освещённость загоняет в спячку. Отсутствие окон – сильный недостаток, люди быстрее устают.
- Просторное. Нужно без помех посадить всех участников полукругом, чтобы с любого места было нормально видно доску, экран. Никаких школьных парт.
Как-то у меня была показательная история. Провожу тренинг в Екатеринбурге для дилеров своего заказчика. Приезжаю не первый раз, и больше половины участников уже знакомы. Людей много – около 25, помещение – кабинет колледжа строительства и предпринимательства. Рассадка – соответствующая:
Посмотрел я утром на все эти столы и поленился их вытаскивать. Эксперимент, думаю, поставлю. В первый же перерыв привыкшие к тренинговой рассадке участники САМИ вытащили все столы со словами: «Давайте нормально сядем». Сделали 2 полукруга из стульев и прекрасно проработали два дня.
Пара слов о мебели для тренинга
«Полукруг» – основной, но не единственный вариант рассадки. Нужна свобода перемещения и перегруппировки: мы работаем в командах, проводим презентации и ролевые игры.
Столы
Большую часть времени мы работаем в общем кругу, и намертво привинченные столы являются ощутимой помехой:
- появляется дополнительный барьер между участниками;
- усложняются перемещения, деление на команды, работа в мини-группах.
Столы могут потребоваться только для длительной работы участников в командах. Это возможно, например, на тренингах по презентациям, кросс-функциональному взаимодействию, стратегических и рабочих сессиях (один стол на 5 участников). На обычном тренинге нет необходимости много писать, каждый участник получает подробный раздаточный материал.
Стулья
Во-первых, вторых и третьих — удобные. Посидите, проверьте.
Самый лучший вариант, который я встречал, это стулья-трансформеры:
Легким движением руки стул превращается в стол. Лишняя мебель легко собирается «в стопку».
Кстати, стульев нужно минимум на 5 больше, чем участников.
Доска и стены
Готовая презентация, экран и проектор превращают тренера в лектора: медленно гаснет свет, и участники погружаются, погружаются … в крепкий сон
Мой выбор — маркерная доска или флипчарт — инструмент более гибкий и вовлекающий. Флипчарт лучше маркерной доски (лучше флипчарта – только два флипчарта):
Нужны свободные стены – крепить скотчем листы с записями. Слайд перелистнули и забыли, а зафиксированные на флипчарте и приклеенные на стену ключевые идеи напоминают о себе участникам до конца тренинга:
Быт
Хорошая кормёжка вряд ли вытянет провальный тренинг, зато её отсутствие — точно испортит самую прекрасную программу. Учесть стоит всё:
Организация обедов.
Если имеем дело с доставкой, важно, чтобы привезли вовремя, иначе ломается весь график.
При проведении в выходные стоит учитывать отсутствие бизнес-ланчей. Поход в привычное кафе может растянуться часа на полтора.
Кофе-брейки.
Идеальное место для кофе-брейка – соседняя комната, а вот кулер или запас бутылок с водой должны быть непосредственно в зале. Необходимость перейти на другой этаж, чтобы попить кофе, сразу превращает 15-минутный перерыв в получасовой
Указатели, если не все участники знают дорогу.
Туалеты.
Сразу вспоминается гостиница «Звёздная», в ней 16-м этаже расположены два зала (один на 15-20 человек, а во второй можно «утрамбовать» и 50). На «условные» 70 посетителей приходятся две «кабинки М и Ж», рядом с которыми висит вот такая классическая картинка:
с предложением прокатиться на лифте на первый этаж.
«Театр начинается с вешалки». Когда участникам удобно, они могут сконцентрироваться на главном — собственных прорывных идеях.
Безупречных Вам тренингов!
Николай Шевыров