Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

французская пословица
Телефон: 8(495)792-03-40

Девять видов нематериальной мотивации

Всё, что окружает человека на работе, не нейтрально:

… и так по всем мелочам, из которых сплетается как минимум треть жизни. Одни отклонения бросаются в глаза, другие кажутся незначительными … до поры до времени.

Сотрудники не оценивают «мотивационную среду», они просто видят перспективы и возможности для развития внутри или вовне компании.

Среда может мотивировать или демотивировать персонал

Климат влияет на работу коллектива, но он не «даётся свыше» и не формируется сам по себе. Климат – всегда результат целенаправленных действий или расслабленного бездействия руководителей (нынешних или бывших).

Мотивационной средой можно и нужно управлять. Знакомясь с коллективами (чаще всего это были отделы продаж) и проводя корпоративные тренинги для руководителей, я собирал, обдумывал и классифицировал методы нематериальной мотивации. Получилось девять точек приложения усилий, каждый из которых я решил подробнее раскрыть в отдельной заметке.

Виды нематериальной мотивации:

1.  Смысл и социальная значимость работы.

2.  «Обогащённые» задачи.

3.  Осознанное управленческое внимание.

4.  Управляемый карьерный рост.

5.  Профессиональное и личное развитие сотрудника.

6.  Конкурсы и акции.

7.  Время, work – life баланс.

8.  Условия работы.

9.  Стабильность.

По каждой группе мотивационных инструментов я написал отдельную статью и составил Mind Map с основными идеями:

Mind map по всем видам нематериальной мотивации: смысл, задачи, внимание, рост, развитие, конкурсы, время, условия, стабильность.

Как использовать инструменты нематериальной мотивации

Во-первых, задумываться о климате

Осознанность – это 70% успеха. Если руководитель помнит, что буквально каждый день держит в своих руках атмосферу, в которой трудятся его подчинённые, он будет:

Уверен, «текучка» у такого руководителя будет низкая, а результаты – высокие.

Во-вторых, сначала устранять препятствия

Сергею Петровичу Капице принадлежат прекрасные слова: «Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать». Как ложка дёгтя в бочке мёда даже один демотиватор может перечеркнуть все мотивационные методы и усилия.

Оперативная реакция на помехи важнее «регулярного стимулирования». Когда-нибудь к циклу о нематериальной мотивации сотрудников я добавлю и примеры из своей коллекции демотиваторов.

В-третьих, учитывать природу мотиватора

И конечно, имеет значение себестоимость: существуют «дорогие» и «бюджетные» модели нематериальной мотивации. У всего есть своя цена, «нематериальный» не означает «бесплатный».

Нематериальная мотивация – это набор методов, который:

В-четвёртых, сочетать особенности коллектива и задачи

На мой взгляд, способы нематериальной мотивации занимают промежуточное положение между регулярным менеджментом и индивидуальными управленческими воздействиями и манипуляциями. Они уже системны:

Но ещё индивидуальны:

При выборе оптимального мотивирующего инструмента я просеиваю имеющиеся варианты через сито двух вопросов:

Какие способы мотивации помогут в решении моей управленческой задачи?

Как будет реагировать наш коллектив, соответствует ли выбранный стимул нашим ценностям?

В-пятых, минимизировать повторы

Любой стимул вызывает привыкание. Люди, живущие возле железной дороги, перестают обращать внимание на шум и просыпаются среди ночи, если привычного «гудка паровоза» не было (в одном городе жители вдруг начали жаловаться на шум ночного поезда, который мешал им спать; прелесть ситуации заключается в том, что жалобы посыпались после того, как этот поезд отменили).

Последнее, на что рассчитывает руководитель, стимулируя команду, это ленивое: «Аааа, это мы уже проходили…». Подчинённые – как бактерии, со временем их устойчивость к управленческим приёмчикам возрастает. Обойти эти защитные механизмы можно только за счёт разнообразия воздействий.

Именно для расширения управленческого арсенала я и подготовил этот цикл статей, а на тренингах использую упражнения, например, такое:

1) Делю группу на команды (допустим, четыре).

2) Каждой команде выдаю примеры нематериальной мотивации (я использую случайно перемешанные карточки) и реальную управленческую задачу, условно:

Увеличить продажи или производительность.

Повысить качество обслуживания клиентов или снизить брак на производстве.

Стимулировать инициативу или ответственность подчинённых.

Улучшить кросс-функциональное взаимодействие.

3) Прошу каждую команду придумать, как использовать доставшиеся приёмы для выполнения поставленной задачи.

Поскольку карточки распределяются случайно, некоторые методы могут оказаться «неприменимыми», их нужно передать коллегам из другой подгруппы (к задаче которой они подходят идеально).

Предлагаю и вам поработать со статьями из этого цикла именно в этом ключе. Запишите реально беспокоящие вас задачи или проблемы и выберите для их решения идеальные инструменты нематериальной мотивации.

Выбирайте. Адаптируйте. Применяйте.

Мотивирующей среды Вашему коллективу!

Николай Шевыров, бизнес-тренер.

Задать вопрос