Выбрать время — значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну.

Фрэнсис Бэкон
Телефон: 8(495)792-03-40

Когда? Выбираем время для бизнес-тренинга

Один, два или три дня?

Полные дни или блоки?

Будни или выходные?

Утро или вечер?

Время года?

Разберём связь времени и эффективности тренинга.

Двухдневный тренинг – чем же хорош классический формат?

Даже при поверхностном изучении рынка тренинговых услуг заметно, что в большинстве программ в графе «продолжительность» категорично указано: 2 дня, 16 часов. Возможно, это связано с тем, что когда-то обучение проводили строго с отрывом от работы, в выходные дни.

Ситуация изменилась, но стандарт остался не зря, два дня предоставляют простор и тренеру, и участнику:

Два дня - это беспроигрышный вариант, с хорошим эффектом «волшебного пенделя», поэтому первый корпоративный тренинг в истории коллектива или обучение после большого перерыва лучше делать именно двухдневным.

Однодневный тренинг (8 часов)

Как бы ни был хорош классический двухдневный формат, существуют «компактные» темы, которые отлично умещаются в один день, например:

Получается ёмко, насыщенно, логично, с большим количеством активностей и гармоничным дизайном. Двухдневный формат таким «маленьким» темам скорее навредит.

Второй повод выбрать однодневный формат – это разбивка большой модульной программы на базовый и продвинутые тренинги. Например, в продолжение 2-дневной программы для руководителей, включающей установки успешного руководителя, работу с целями, планирование, постановку задач, контроль и обратную связь можно сделать однодневный тренинг по мотивации или управленческим воздействиям.

При выборе между двухдневным и однодневным тренингом важно помнить, что в некоторых вопросах 2 > 1 + 1.

У двухдневной программы ёмкость больше, чем у двух однодневных: часть времени «забирают» знакомство, формирование группы, завершение. Можно взять большую программу и «запихнуть» её в маленький формат, но результат уменьшится не линейно.

Единственный серьёзный риск, связанный с однодневным форматом – это пресловутые «семь шапок». Если вы собираетесь «лёгким движением» превратить двухдневную программу в однодневную, сокращайте её больше, чем вдвое.

Три дня

И с точки зрения внедрения, и с точки зрения «волшебного пенделя» 2 + 1 эффективнее 3, но отговаривать вас никто не будет. Можно из этических соображений не повышать средний чек, но сокращать его своими же руками всё-таки перебор :)

На мой взгляд, единственное разумное оправдание трёхдневного тренинга - сложная и дорогая логистика.

Блоки по четыре часа

Думаю, «разбивка по полдня» не получила повсеместного распространения исключительно по экономическим причинам: «днями» организатору тренингов торговать и выгоднее, и удобнее.

Впервые я испытал этот формат в 2008 году в серии тренингов для Яндекса, и убедился – для заказчика четырёхчасовки несут сплошные плюсы:

По моему опыту, разбивка на четырёхчасовые блоки идеально подходят небольшой группе и нормально работает до 15 человек. Для большой группы я предпочитаю полнодневный формат.

Ограничений по темам нет никаких.

Формат отлично совмещается как с «компактными» тренингами, так и с длительными модульными программами.

Например цикл: «Профессия – Руководитель» занимает от 8 до 10 блоков, а тайм-менеджмент можно красиво уложить в две четырёхчасовки.

Утро или вечер – что лучше для участника тренинга?

Если выбирать между 10.00 – 14.00 и  16.00 – 20.00, то ответ будет однозначный – утро.

Год назад в рамках длительной программы тренингов для отдела продаж у меня по инициативе заказчика получился эксперимент: половину блоков запланировали на утро, а половину – на вечер. Попробовали пару раз, затем обсудили впечатления и перенесли все тренинги на утро. В первой половине дня и активность выше, и запоминание лучше и мотивация на уровне.

Безусловно, есть люди, способные в любое время сфокусироваться и полноценно и активно участвовать. Чаще всего это привычные к ненормированному графику руководители, но их и утром собрать не сложно.

Будни или выходные

На мой взгляд, никакой разницы. Вопрос традиций компании – заказчика: одни учатся только в выходные, другие – в будни, третьи предпочитают компромисс (пятница – суббота). Все по-своему правы.

С выходными возможен вариант, когда сотрудники идут на тренинг «из-под палки». Этот конфликт лучше предупредить на этапе подготовки:

Правда, выбирать актуальные темы и мотивировать участников стоит при подготовке к любому тренингу, не важно – в будни он проводится или в выходные.

Три очевидных фактора, которые стоит учесть, выбирая дату тренинга:

Невысокая загрузка
После праздников и отпусков

Надеюсь, новогодние каникулы будут и дальше сокращать, но пока нужны веские оргпричины, чтобы проводить тренинги в конце декабря. После тренинга сотруднику нужно время, чтобы внедрить приёмы и идеи в практику. Каникулы и отпуска не лучшим образом влияют на эффективность тренинга: большая часть информации забывается, эмоциональный заряд рассеивается.

Декабрь – хорошее время для стратегических сессий, мозговых штурмов, воркшопов.
Классический навыковый тренинг лучше провести в начале года.

Перед подвигом

Высокий сезон, отраслевая выставка, вывод нового продукта потребуют от команды полной отдачи. Цена ошибок в такое время возрастает. Корпоративный тренинг не только снабдит необходимыми техниками, но и поможет настроиться на активную работу.

Корпоративный тренинг – это гибкий инструмент развития. Выбирайте подходящий момент, тему и продолжительность. Своевременных вам тренингов!

Бизнес-тренер Николай Шевыров.

Задать вопрос