Внимание руководителя – инструмент мотивации сотрудников
Это третья статья цикла о методах нематериальной мотивации.
Шкуры, камни, скот, затем монеты, купюры и электронные счета – средства оплаты эволюционировали вместе с человечеством, но главной общественной «валютой» было, есть и будет внимание.
Внимание и бесценно и ничего не стоит.
Внимание сопровождает и успех, и провал.
Внимание мотивирует нас с первых до последних дней жизни.
Внимание кумиров ценится на вес золота. Кто «лайкнул» важнее числа лайков.
«Виртуальное» внимание легко превращается в реальные деньги.
Все требуют внимания, но мало кто умеет его уделять
Внимание – один из самых эффективных инструментов нематериальной мотивации. Результаты даёт хорошие, а стоит «копейки». Всё, что нужно для его использования – авторитет и желание руководителя:
- Ведите «личные» разговоры, заглядывайте на странички сотрудников в соцсетях. Проявляйте искренний интерес к тому, что происходит в жизни подчинённых за пределами работы.
- Поздравляйте со значимыми личными событиями. Замечайте не только юбилеи, свадьбы и роды. Супруги получают повышения, дети идут в первый класс, побеждают в соревнованиях, поступают в ВУЗы.
- Помогайте в семейных делах. Задействуйте свои знания, связи или навыки переговорщика. Многие непреодолимые для простого исполнителя препятствия решаются «одним звонком большого начальника».
- Организуйте внимание высшего руководства (личный разговор, письмо, звонок, селфи с боссом).
Осознанное управленческое внимание
Внимание – функция рефлекторная и в «офисной» среде работает не идеально. Тройка неочевидных дополнений:
1. Мы пытаемся подтягивать отстающих. Не надо, не заслужили они пока повышенного управленческого участия. Воспринимайте внимание как свою инвестицию, а сотрудников – как отдельные бизнес-проекты. Вряд ли вы будете вкладывать деньги в худший из доступных проектов. Распределяйте внимание по приоритетам, проводите больше времени с лучшими сотрудниками.
2. Мы боремся с негативом вместо того, чтобы поддерживать позитив. Сначала научитесь хвалить тех, кто приходит вовремя, потом можете ругать опаздывающих. Критика улучшает, но демотивирует, она – шаткая надстройка, которой нужен хороший фундамент. А вот похвала – самый надёжный и бесплатный из способов мотивации персонала.
3. Мы избегаем неприятностей и оставляем подчинённых один на один с трудностями: спасение утопающих – их личное дело. Если у сотрудника не получается, уделите внимание до того, как он провалит проект.
И несколько управленческих банальностей:
- Обращайтесь к подчинённым по имени.
- Говорите «спасибо» – устно и в переписке.
- Угощайте: пицца, колбаса, торт, фрукты. Антропологи и социологи утверждают, что фундамент власти – не угрозы, а подарки и распределение благ.
- Задавайте вопросы и слушайте ответы. Интересуясь мнением «исполнителей», вы даёте им шанс раскрыть свои таланты.
- Говорите на равных. Уважение к сотрудникам – это уважение к своей компании и себе как руководителю.
Пара моих любимых цитат о внимании
«Зло удваивается, если на него обращают внимание. И только вследствие недостатка внимания наши блага уменьшаются»
Готфрид Вильгельм Лейбниц
«Наше внимание – наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях»
Павел Дуров
Внимание похоже на свет Солнца: в достаточном, но не чрезмерном количестве оно приводит к росту. Профессиональный и карьерный рост – не самый универсальный, но самый приятный мотиватор, о нём и поговорим в следующей статье цикла о видах нематериальной мотивации персонала.
Мы вспоминаем о важных банальностях, повышаем осознанность руководителей и отрабатываем навыки взаимодействия с подчинёнными на управленческих тренингах. Буду рад провести один из них для вашей команды.
Николай Шевыров, бизнес-тренер