Оптимальный размер группы для корпоративного тренинга
— Сколько участников должно быть на тренинге?
— Идеал – 12.
— Хорошо, у нас будет одна группа, 24 сотрудника.
Слегка утрировано, зато правда. Реальное число сотрудников, особенности логистики, всегда ограниченный бюджет, поддержка командного духа оказывают куда большее влияние на состав группы, чем устоявшееся мнение тренерского сообщества.
Да, идеал – это 12 участников с одинаковыми задачами и квалификацией. Сомневаюсь, что за 12 лет (какое совпадение, правда, статья написана в 2016 году) и сотни проведённых тренингов мне попалась хоть одна такая группа. То на одного больше или меньше, то опыт отличается, то задачи разные.
Может, и была «идеальная», да значения не придал. Думаю, сама постановка вопроса – сколько вешать в участниках, чтобы тренинг был эффективен, некорректна.
Не нужно подгонять коллектив под программу,
правильнее менять формат, отталкиваясь от количества и состава участников.
Разберём особенности работы с идеальной, малой и большой трениговой группой. Переход из одной категории в другую условный, границы я поставил из своих личных ощущений.
Начнём с классического состава тренинга: 10 – 16 участников
В идеальной группе всё идеально:
- Команда быстро включается и работает «сама».
- Участнику комфортно, он уже чувствует себя частью группы, но еще может уследить за окружающими.
- Тренер уделяет внимание каждому.
- Все легко размещаются в круг.
- Комфортно протекает общая дискуссия.
- Большой выбор спарринг – партнёров для игр, разнообразие мнений во время обсуждений и обратной связи.
- Никаких ограничений. Отлично идёт любая форма активности.
- Достаточно игроков для работы в подгруппах (а 12 так вообще делится всеми возможными способами – пары, тройки, четвёрки, пополам).
Может, всё-таки было такое счастье в моей тренерской жизни, а я всё пропустил?
Небольшая группа: 6 – 9 участников тренинга
Она почти как идеальная, но обладает несколькими особенностями:
- Нужно хорошо знать предмет, тренеру уже не «проскочить» на групповой динамике и презентационных навыках.
- Важна привязка к специфике работы участников, чем меньше участников, тем больше персонализация рекомендаций.
- Заметно возрастает скорость усвоения материала, условно, за два дня можно полноценно проработать трёхдневную программу.
Ограничения по активностям пока не заметны, просто меняется характер тренинга, становится меньше группового и больше личного взаимодействия.
Сложнее делить на подгруппы, зато отлично работает индивидуальная подготовка.
Думаю, для отдельного участника
тренинг наиболее эффективен именно в небольшой группе.
Перейдём к крайностям, полюса позволяют нам отследить все глобальные изменения климата тренинга
2 – 4 участника тренинга. Сверхмалая группа
Это, скорее, консультации с элементами тренинга.
Необходимость быть в теме и на лету заземлять решения просто зашкаливает. Говорим уже не на уровне особенностей отрасли и компании, рекомендации должны учитывать характер и опыт каждого участника: «У тебя, Ваня, сработает «на ура», а тебе, Маша, нужно вот так действовать…»
Парадокс, который может сыграть злую шутку с тренером, настроенным на классический формат:
маленькая группа не динамична ни разу, но темы поглощает с бешеной скоростью.
Нужен большой выбор активностей и гигантский запас примеров, кейсов, дискуссионных вопросов.
Полные дни в сверхмалой группе – исключение. Чаще работаем 3 – 4 часовыми блоками. Ко времени проведения микроколлектив не так чувствителен, можно даже вечерами встречаться.
С мини-группой работаем в стиле storytelling:
- Основной формой взаимодействия становится общее обсуждение. А предметом этих обсуждений – кейсы и истории.
- В стиль «обмена историями» отлично встраивается структурированное обсуждение, поэтапный разбор методик.
Нужно только подобрать правильный «скелет» для каждой темы (этапы проектной продажи или бизнес-процесса, потребности клиента – что угодно) и оживлять структуру примерами участников и ведущего. - Чтобы держать тему, тренеру приходится много рисовать в процессе обсуждения – «салфеточная» визуализация очень помогает.
- Упражнения (например, использовать заданный метод влияния) лучше выполнять по очереди и с минимальной подготовкой.
Заменяем подготовку домашними заданиями.
С подготовкой в микроколлективе вообще всё сложно. Про мини-группы можно забыть. Фактически имеем одну подгруппу, в которой постоянно присутствует тренер, просто на короткие промежутки времени он становится наблюдателем. На длинную индивидуальную подготовку я бы тоже не рассчитывал.
Лучше максимально вынести подготовку за пределы аудитории.
Для успеха работы малой группы важно продумать домашние задания и строить сессии вокруг разбора «домашки» и обсуждения очередной темы и постановки новой задачи.
Активности, которые могут не пойти в микроколлективе:
- Любимые всеми ролевые игры можно использовать, но большую часть тренинга на них не построить. Игроков мало, одни и те же лица быстро наскучивают. Поскольку ресурс ограничен, а игры нужны, приходится заранее тщательно отбирать кейсы, которые стоит отыграть.
- Львиная доля обратной связи ляжет на тренера, так как наблюдателей мало.
- Могут «завязнуть» мозговой штурм и созвучные ему активности, например: «предложить как можно больше вариантов решения проблемы».
- Энерджайзеры я не использую в принципе, но в маленькой группе они неуместны вдвойне.
- Деловую игру не пропустит количество участников и отсутствие групповой динамики.
Темы тренингов для микро-группы
Для малой группы подходят почти все классические темы тренингов, а тайм-менеджмент и управленческие навыки ложатся просто идеально. По тренингам, которые провожу я, вижу только 2 спорные темы:
1) Навыки презентации.
Успех зависит от работы участников за пределами тренинга. Всю подготовку содержания и выступлений нужно превращать в домашние задания, а на тренинге разбирать заранее подготовленные выступления. В этом формате я даже одного спикера готовил.
2) Переговоры.
Для этого тренинга нужно хотя бы 5 – 6 участников. Для 3 – 4 придется делать сессии с перерывами минимум в неделю и работать в режиме:
Разбор прошедших на неделе встреч.
⇓
Подготовка к реальным предстоящими переговорам.
⇓
Пара ролевых игр с разбором
⇓
Домашнее задание
Формат классный, просто общего с тренингом переговоров у него мало
Большая группа 20+ участников тренинга
Распространено мнение: «большая группа = лекция». Это миф,
у меня число именно в активном тренинговом формате доходило до 60 на одного тренера и до 100 с командой со-тренеров, но чаще всё-таки бывает 20 – 25.
Сложности проведения тренингов в большой группе
Чем больше участников, тем меньше импровизации. Всё приходится детально прописывать.
Для 35 – 40 человек необходимо дублировать устные здания подробными письменными инструкциями.
Большая группа постоянно пытается развалиться на более комфортные для участников коллективчики. «Держать» аудиторию приходится постоянно. Заметную роль играет рассадка: с одной стороны необходимо организовать место для работы подгрупп, с другой – упростить сбор в общий круг. Лишние стулья я убираю, чтобы исключить возникновение «камчатки».
Длинная общая дискуссия смерти подобна, группа «вязнет», внимание теряется. Это необходимо учитывать, когда подводятся итоги работы в командах. Чем объёмнее вопросы и больше подгрупп на упражнении, тем выше риск застрять. Можно заранее ограничить число выводов, которое должна озвучить каждая команда.
Та же ситуация с отлично работающими в малой группе обсуждениями ситуаций и рассказами историй. Макроруппу они усыпляют. Обсудить заранее описанные кейсы лучше в подгруппах.
Индивидуальные задания вообще исчезают, любое упражнение выполняется в группе, пусть и небольшой. Даже 2 – 3 участников достаточно.
Варианты активностей для большой группы
На первый план выходит мастерство публичного выступления. Тренер говорит мало, но убедительно. Сомнения лучше оставить для микрогруппы.
Жизнь большой тренинговой группы протекает в подгруппах, регулярно объединяющихся для подведения итогов.
- Отлично идёт разбивка задания на части – когда каждая подгруппа получает свой кейс или вопрос и на общем обсуждении мы собираем картину.
- Теорию в большой группе я стараюсь давать в виде задания с карточками. Например, выбрать фразы, которые можно использовать в разговоре с клиентом (для «запретных» придумать замену), разложить преимущества по потребностям клиента, создать последовательность фраз для торга. Получается быстро, динамично, содержательно и с привязкой к практике.
- Демонстрации и «фокусы» идут прекрасно. Что неудивительно: большие группы любят яркие презентации, содержание для них уже не так важно. Это стоит учитывать при продуктовом обучении, особенно, в мероприятиях для дилеров.
- Рисунки, плакаты, коллажи – приветствуется любой творческий труд, если в нём есть бизнесовый сухой остаток по теме тренинга.
- Деловая игра – идеальна! Большая группа любит большие структурированные активности. Можно писать сценарий, давать разные роли, устаивать тендеры, переговоры в несколько заходов. Элемент конкуренции вписывается великолепно.
- Чудес не бывает, в макроколлективе личным навыкам участников внимания уделяется мало. Ролевые игры и презентации в «аквариуме» (остальные участники – зрители) можно использовать в любом количестве, но подготовка обязательно командная.
И завершим полезными мелочами.
- Важно давать задания наблюдателям по группам. Уже не спросишь: «Василий, а твоё мнение?»
- Приходится дополнительно следить, чтобы менялись выступающие, в обычной группе этой проблемы нет.
- Состав команд необходимо постоянно перетряхивать, для этого нужен хороший запас вариантов деления по командам.
Любая группа – идеальна, если на этапе подготовки учесть её особенности.