Смысл и социальная значимость как инструменты нематериальной мотивации
Это первая статья цикла о видах нематериальной мотивации.
Троих каменщиков спросили: «Что вы делаете?»
– Я кладу камни.
– Я зарабатываю деньги.
– Я строю храм.
Случайно оставшийся в живых узник Освенцима великий психолог Виктор Франкл считал «поиск смысла» сутью мотивации человека. Возможно, именно на этом мотиваторе держатся социально значимые профессии – Врач, Спасатель, Учитель…
Если вам не повезло командовать космонавтами, пожарными или учёными и приходится рулить продажниками или бухгалтерией, восполняйте пробелы осмысленности своими силами.
Наполнить работу смыслом можно через результаты или социальную значимость.
Приблизьте результаты к исполнителю:
- Визуализируйте целое, если исполнители работают над деталями. Развесьте фотографии конечного продукта – автомобиля, моста, здания…
- Расскажите истории о людях, для которых работает ваша компания.
- Покажите сотрудникам отзывы, донесите до них обратную связь от пользователей.
- Устройте мотивирующую экскурсию.
- Рассказывайте о достижениях своей компании и продуктов (победы в конкурсах, доля рынка, клиенты).
- «Мы маленькое, но необходимое звено» – показывайте вклад своего подразделения в общие результаты. Внешний и внутренний PR своего отдела – одна из важных задач руководителя.
Придайте работе социальную значимость
В чём смысл жизни? Какую часть личного смысла ваших сотрудников составляет работа?
Как ваш продукт, компания или отрасль улучшают жизнь человека, группы или всего общества?
Высший смысл есть всегда. Если его плохо видно на уровне вашего продукта и компании, можно попросить «поделиться» отрасль или потребителей.
Чтобы добавить смысл в систему нематериальной мотивации, спросите себя:
Какую ценность или пользу несёт людям наш бизнес?
- Достаток?
- Здоровье?
- Знания?
- Красоту?
- Время?
- Безопасность?
- Развитие?
- Комфорт?
- Общение?
Наполняйте смыслом ежедневные усилия своих сотрудников!
За полтора десятилетия проведения тренингов для руководителей я собрал целую коллекцию методов нематериальной мотивации персонала. Всего в цикле девять статей, следующая посвящена «обогащённым» задачам. Программы, на которых мы отрабатываем мотивирование сотрудников, собраны в этом разделе.
Николай Шевыров, бизнес-тренер.